Вендинговый бизнес – с чего начать

и как вести
ВЕНДИНГОВЫЙ БИЗНЕС –
С ЧЕГО НАЧАТЬ
И КАК ВЕСТИ
Вендинг появился в России позднее многих других стран, но с каждым годом развивается все активнее. Этот вид бизнеса предполагает установку автоматов с товарами в местах массовых скоплений людей. При правильном выборе продукции и точки для торговли — это перспективное дело, которое приносит доход при минимальных затратах времени.

В чем суть вендингового бизнеса

Вендинговый бизнес – это реализация товаров и услуг через специальные автоматические устройства. Это практичный способ продаж, востребованный во всем мире. Практически каждый городской житель регулярно приобретает капучино в кофе-машине или кладет деньги на мобильный счет – все эти операции проводятся при помощи вендинговых аппаратов.
Активнее всего их используют в США и Японии: на каждого жителя там приходится от 30 до 60 торговых автоматов. В России этот показатель существенно ниже: на одно устройство приходится 5-6 тысяч местных жителей. Рынок относительно свободен, а значит, открывает широкие перспективы – особенно в средних и маленьких городках.

С чего начать вендинговый бизнес

Решающая часть бизнеса на вендинговых автоматах – грамотный вход на этот рынок. Чтобы успешно получать прибыль и быстрее вести к окупаемости, крайне важно составить план и продумать все детали.

1. Выбор идеи

Прежде чем выбрать направление или составлять бизнес-план, необходимо тщательно исследовать вендинговый бизнес, исследовать конкурентов и найти нишу, которая будет максимально удобной для начала работы и свободной на выбранной территории.
Вендинговые аппараты предлагают:
  • Готовые продукты – напитки, сладости, снеки и пр.
  • Напитки и блюда – сахарная вата, кофе, чай, мороженое.
  • Другие виды товаров – игрушки, аксессуары, полиграфическую продукцию, сувениры.
  • Услуги – печать фотографий, пополнение баланса телефона, электронных кошельков и др.
Если все перечисленное уже представлено, имеет смысл подумать о нестандартных товарах. Во время пандемии многие продавцы построили выгодный вендинговый бизнес на продаже одноразовых медицинских масок в автоматах. Более универсальная идея – продажа дешевой керамической посуды, которую можно разбивать для снятия стресса.
Из области услуг подобные автоматы применяют для пополнения счета, копирования документов, заряда мобильных устройств и даже чистки обуви. В городах, популярных у туристов, выгодны будут аппараты, предоставляющие справочные услуги.
Новичкам рекомендуется начинать с вендинга на общеупотребительных товарах, например, автоматах с газировкой или кофе. По мере их популяризации рядом можно ставить аппараты с более необычными товарами, которые привлекут широкий круг покупателей.

2. Составить бизнес-план

Начало вендингового бизнеса требует идеи, а за ней следует план. Проект вендингового бизнеса необходимо составить правильно. В нем обязательно указывают следующую информацию:
  • Вид товаров, которые будет предлагать аппарат.
  • Форма организации – ИП, ООО и др.
  • Форма налогообложения – для малого бизнеса предлагаются упрощенные варианты.
  • Способ ведения бухгалтерии и уплаты налогов – самостоятельно или через аутсорсинг.
  • Место установки автоматов – населенный пункт, количество человек.
  • Масштабы сети – число аппаратов, которые будут установлены на старте.
  • Размер вложений, необходимых в случае непредвиденных расходов и внештатных ситуаций.
При составлении плана важно помнить, что любой бизнес направлен на получение прибыли. Крайне важно проанализировать рентабельность выбранного направления вендинга в определенном городе и составить прогноз его окупаемости.
Для вендинговых аппаратов бизнес-план содержит следующую информацию:
  • Точное описание реализуемых товаров и услуг, ассортимент, наличие сертификатов, лицензии на продажу тех или иных групп товаров.
  • Подробная информация о компании, в том числе области ее деятельности и при наличии опыта в данной области.
  • Исследование рынка – оно содержит оценки оборота товаров в России и выбранном населенном пункте, темпы инфляции, факторы, определяющие предложение и спрос, опросы потенциальных клиентов, анализ разных видов автоматов по количеству вложений и прогнозируемой популярности.
  • Характеристики выбранных вендинговых устройств – тип приема платежей, особенности продукции, ОКВЭД и др.
  • Организационный план, если в компании будут работать другие сотрудники. В этом плане указывают информацию о численности персонала, их обязанностях и должностных инструкциях.
  • Подробный маркетинговый план, способы привлечения покупателей, стимулирование продаж на старте и по мере развития бизнеса. Основывается на анализе покупательских запросов, рынка конкурентов.
  • Производственный план – покупка автоматов, аренда помещений или места для установки, точный график реализации проекта.
  • Финансовый план – затраты на организацию бизнеса, сроки окупаемости.
  • Анализ рисков, возможных проблем и путей их решения, установка точек безубыточности бизнеса, при которых доходы от вендинга равны или превышают максимальные затраты.
  • Резюме – краткое описание проекта, используется для привлечения инвесторов.
Грамотный бизнес-план и идеи вендингового бизнеса не только защитят от ошибок и позволят быстрее получить прибыль, но и помогут найти инвесторов для начала работы.

3. Юридическое оформление вендингового бизнеса

Чтобы вести бизнес законно, необходимо пройти официальную регистрацию. Для этого нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или ООО.
Следующий шаг – выбор формы уплаты налогов. На вендинговый бизнес налогообложение предлагает два варианта:
  • Патент – выбор для предпринимателей, не желающих регистрировать новое юрлицо.
  • Упрощенная система.
Выбор способа уплаты налогов делают в зависимости от вида товаров и услуг, которые предлагают автоматы. Важным фактором будет и наличие наемных сотрудников.
Для выбора подходящей системы налогообложения и ее оформления необходимо обратиться в местные налоговые органы.

Тест-драйв торговых автоматов

Оцените тест драйв торговых автоматов в течение 2-3 дней бесплатно от компании «Vendmarket».

4. Пакет документов для вендингового бизнеса

Для регистрации самой популярной формы ведения вендингового бизнеса – ИП, потребуются:
  • Копия документа, удостоверяющего личность.
  • Заявление о регистрации ИП.
  • Заявление на выбор формы налогообложения.
  • Копия ИНН.
  • Разрешение на временную регистрацию – для граждан других стран.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.
  • Следующий шаг – регистрация вендинговых аппаратов. Для этого нужен пакет документов:
  • Сертификат о соответствии Государственному стандарту.
  • Техпаспорт устройства.
  • Характеристики и описание оборудования.
  • Талоны на гарантию техники.
  • Условия эксплуатации аппаратов.
Только при выполнении всех этих процедур можно вести бизнес законно.

5. Выбор и покупка автоматов

Следующее, что нужно для вендингового бизнеса, это торговые автоматы. Выбирать можно между новыми и уже использованными устройствами. Вторичные стоят дешевле, но при их оформлении чаще возникают проблемы. Требования инспекторов СЭС к таким устройствам более жесткие, поэтому целесообразнее приобретать новую технику.
В качестве бонуса у производителя можно получить тренинг по основам ведения бизнеса. Даже при наличии всех необходимых знаний и навыков от бесплатного обучения отказываться не стоит.
Оптимальный выбор для начинающих – это поставщик, который предлагает не только сами аппараты, но и расходные материалы для их работы, а также проводит сервисное и гарантийное обслуживание.
Когда торговые автоматы купили, инспекторы санитарной службы проводят экспертизу самих устройств и товаров, после чего выдает заключение о безопасности, необходимое для начала работы. Такой контроль не требуется, если аппараты будут использоваться для продажи услуг.

6. Как выбрать место для вендингового автомата

Важная часть успеха – это правильный выбор места для установки торгового автомата. Это место должно быть многолюдным. Предпочтительны зоны, в которых люди не просто проходят мимо, а задерживаются в ожидании. Например, остановки транспорта или станции метро.
По мнению экспертов, два расположенных неподалеку друг от друга автомата с одинаковой продукции способствуют повышению продаж. Люди, которые прошли мимо первого устройства, но не сделали покупку, гораздо вероятнее сделают ее, увидев аппарат дважды.
Учитывают при выборе места и вид продукции. Автоматы с игрушками и жвачкой часто устанавливают в семейных супермаркетах, куда родители приходят с детьми за покупками. Снеки, напитки и кофе продают в учебных заведениях и в офисных зданиях.
Установка на улицах не рекомендуется – существенно повышается риск повреждения автомата вандалами и кражи продукции. Чтобы поставить в каком-либо заведении свой автомат, необходимо подписать с руководством договор аренды и подключить аппарат в электросети. Для кофейного автомата может потребоваться также водопровод.

Примерные инвестиции и окупаемость

Прежде чем считать, сколько зарабатывают на вендинговых аппаратах, нужно определить затраты. Средние сроки окупаемости вендингового бизнеса составляют около 12 месяцев. Это может показаться очень долгим сроком при учете наценки до 300% на товар и невысоких затратах на покупку оборудования, особенности если вы берете его с рук. Но в расчет вендингового бизнеса также необходимо включить текущие расходы:
  • Расходные материалы для приготовления блюд и напитков.
  • Комплектующие для аппаратов.
  • Арендная плата (от 4 тыс. рублей в месяц за каждый автомат).
  • Оплата услуг электриков, грузчиков.
  • Продвижение.
  • Оплата налогов.
  • Непредвиденные расходы – срочный ремонт, внеплановая замена оборудования.
  • Заработная плата сотрудникам при их наличии.
В общей сложности на старте бизнеса потребуются:
  • Регистрация – около 1 тыс. рублей.
  • Покупка оборудования – 150 тыс. рублей.
  • Аренда площади на первый месяц – 4 тыс. рублей.
  • Запас на непредвиденные расходы – 5 тыс. рублей.
Далее в течение каждого месяца понадобится:
  • Аренда – 4 тыс. рублей.
  • Товары или расходные материалы – 15 тыс. рублей.
  • Обслуживание – 1 тыс. рублей.
  • Непредвиденные траты – 5 тыс. рублей.
  • Налоги – около 3 тыс. рублей.
Чистая прибыль в месяц за вычетом налогов и затрат составляет около 20-22 тыс. рублей в месяц. Вендинговый бизнес прибыль начинает приносить через 8-12 месяцев, в зависимости от успешности бизнеса.

Обслуживание

Важный момент – обслуживание вендинговых устройств. Многие бизнесмены на старте сами проводят все работы – заправляют расходные материалы, вынимают деньги, ремонтируют. Это позволяет сэкономить на старте, но неудобно, когда сеть автоматов начинает расширяться.
Важной частью обслуживания становится и работы с клиентами. Жалобы по поводу испорченного продукта или не выданной сдачи игнорировать не стоит – все это работает на репутацию бизнеса. Хорошее впечатление поможет сохранить клиента.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой бизнес, имеет вендинговый бизнес плюсы и минусы. Среди преимуществ можно отметить:
  • На аренду площади уходит совсем немного денег.
  • Для работы с несколькими аппаратами не нужны дополнительные сотрудники, это может делать сам владелец.
  • Простая регистрация, минимум подводных камней.
  • Вендинговый бизнес в России достаточно свободен и рынок прост для входа.
  • Автомат работает без выходных, круглосуточно.
  • Если бизнес не приносит прибыли, его легко продать целиком.
  • Отдельные аппараты можно перемещать для увеличения прибыли.
  • Расширение требует минимум сил и времени – достаточно приобрести новые устройства и арендовать под них место.
  • Бизнес легко подстроить под интерес покупателей и сезонный спрос.
Есть и минусы вендингового бизнеса:
  • Многое зависит от выбора расположения.
  • Все устройства необходимо регулярно обслуживать и поддерживать презентабельный внешний вид.
  • На улице или в метров аппараты часто ломают вандалы.
  • Возрастная категория покупателей ограничена молодёжью и людьми среднего возраста.
  • На окупаемость уходит около года.
  • В больших городах конкуренция достаточно высокая.
  • Многие товары пользуются спросом только в определенные сезоны.
Недостатки вендинга не должны оттолкнуть потенциального предпринимателя, но учитывать их, чтобы не совершить ошибок при планировании и в процессе работы необходимо.
 
контакты